Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Ветлужский район
Официальный сайт Администрации Ветлужского муниципального района
логотип администрации
Ссылки
ГосуслугиЗаконодательное собрание
Администрация Нижнего НовгородаГородская дума Нижнего Новгорода
Правительство Нижегородской областиПолпред президента в ПФО
Сообщи, где торгуют смертью
Молодежный проект
Карта убитых дорог
Узнай свою задолженность
Инвестиционная карта Нижегородской области
Инвестиционная карта Нижегородской области
Инвестиционная карта Нижегородской области
Инвестиционная карта Нижегородской области
Территория инвестиции Нижегородской области
Портал поддержки предпринимательства
Работа в России
ГБУЗ НО НОЦ СПИД
Полпред Президента РФ в ПФО
Многофункциональный центр
Цифровое эфирное телевидение
Цифровое эфирное телевидение
Оценка деятельности руководителей
Официальный интернет-портал правовой информации
Статистика посещений

Яндекс.Метрика

признание недействительности части сделки

 

Признание недействительности части сделки

 

В декабре 2013 года между обществом с ограниченной ответственностью «Ветлугаводоканал»  и образовательными учреждениями Ветлужского района были заключены договора холодного водоснабжения.

В большинстве договоров холодного водоснабжения было установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения  абонентом обязательств по оплате настоящего договора  организация водопроводно-канализационного  хозяйства вправе потребовать от абонента  уплаты неустойки  в размере 2-х кратной ставки  рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, установленной  на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности  за каждый день просрочки.

Данные требования не соответствуют действующему законодательству и подлежат признанию недействительными по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу ч. 3 ст. 539 ГК РФ, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно п.3-8 ст.3 Федерального закона РФ №44-ФЗ от 05.042013 года «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта; 4) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;  6) муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки; 7) заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки; 8) государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Из уставов образовательных учреждений Ветлужского района следует,  что  учредителем  данных учреждений  является муниципальное образование  «Ветлужский  муниципальный район Нижегородской области», учреждение  финансируется за счет средств бюджета, имущество  учреждения является собственностью  муниципального образования  и закрепляется за ним  на праве оперативного управления.

В соответствии сп.1, п.8 ст. 93 Федерального закона закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

-осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях",

-оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

ООО «Ветлугаводоканал»  является единственным поставщиком услуг по отпуску воды на территории Ветлужского муниципального района.

Кроме того, оказание услуг ООО «Ветлугаводоканал»  относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», что также подпадает под действие указанных норм ст.93 Федерального закона РФ №44-ФЗ от 05.042013 года «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Договорами установлено, что Абонент обязуется оплачивать холодную воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором, и соблюдать  предусмотренный настоящим договором режим потребления, обеспечивать  безопасность эксплуатации  находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность  используемых  им приборов учета.

Таким образом, оспариваемые договора отвечают признакам контракта бюджетного учреждения на поставку товаров и услуг, заключенного по результатам размещения заказа у единственного поставщика и, следовательно, на него распространяются требования, установленные Федеральным законом РФ №44-ФЗ от 05.042013 года «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч.5 ст.34 Федерального закона РФ №44-ФЗ от 05.042013 года «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Таким образом, исчисление размера пени в размере, предусмотренном    Договорами, не соответствует положениям действующего законодательства.

Оспариваемый договор в силу требований ст. 426 ГК РФ является публичным. В соответствии с п. 5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным п.п. 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Статья 168 ГК РФ устанавливает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В силу требований ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Из содержания ст. 180 ГК РФ следует, что сделка, содержащая отдельные незаконные условия, может быть в целом признана действительной. В подобных случаях из договора сторонам необходимо исключить условия, являющиеся противозаконными, либо в качестве обязательного ввести, предписанное соответствующим правовым актом, с одновременным исключением тех условий, которые ему противоречат.

Согласно ч.1 ст.52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Прокуратурой Ветлужского района в прокуратуру Нижегородской области в апреле 2014 года направлен 21 проект исковых заявлений о признании недействительными  пункты договоров на отпуск воды, заключенных между ООО «Ветлугаводоканал» и образовательными учреждениями Ветлужского района.

 

 

Прокурор района                                                                                                    М.А. Тихонова

Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»